В тексте статьи дана ссылка на интереснейшую книгу Роберта Кийосаки "Богатый ребенок, умный ребенок". Читайте! Это очень полезно и необычно! Мозги прочищает!
Я не устаю удивляться творческому потенциалу учителей начальной школы. Сколько интереснейших людей здесь работает! Они готовы осваивать новые технологии, изобретать свои методики, осваивать ТCО, вот уже и в Интернете учителя младшей школы чувствуют себя как дома.
И детки-то у нас прелестные (на выходе из начальной школы)! Куда всё девается потом? Куда уходит желание учиться? Где общая культура наших выпускников? Почему молодежь смотрит "Дом-2" вместо того, чтобы жить своей наполненной жизнью? Почему через много лет из наших учеников получаются люди, не желающие осваивать новое, не умеющие сохранить семью, влезающие в долги?
Понятно, что не одна начальная школа в этом виновата. Мы стараемся, чтобы уроки наши были интересны, чтобы успеваемость - не ниже нормы. Учителя младших классов много времени проводят с детьми вне школы: праздники, походы, поездки...
А результат-то не впечатляет. Я имею в виду результат по большому счету, а не на выходе из 4 класса.
Быть может, чего-то не хватает? Поразмышляем над этим.
Для чего мы работаем? Для чего наши уроки с картинками, играми, презентациями, рефератами? Каковы цели? Не цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая - это все хорошо усвоили), а дальние цели нашего учительского труда? Зачем мы вырезаем снежинки, делаем коробочки, рисуем елочки? Ну да, это тоже все знают: воспитываем человека. Человека.
Хорошо ли мы представляем себе, какого человека хотим воспитать? Нет, я говорю не о том, что прописано в Государственном Стандарте. Это для бумажки. Для отчетов подойдет. А что мы, как люди с жизненным опытом, как мамы и папы, держим в голове, когда проводим уроки?
Не кажется ли Вам, что часто требования программы и желание дать "хороший процент" затмевают истинные цели нашей работы? Ученик, которого мы выпускаем в жизнь, будет жить не в стенах школы. Да, сейчас разговоры о социализации, о подготовке школьника к жизни стали популярны. "Научить познавать, научить работать, научить жить вместе, научить жить", - все это правильно и хорошо. Вот только что вкладывает в эти понятия каждый из нас лично? Моя статья не претендует на то,а чтобы быть обоснованием какого-то нового курса. Я говорю о той сверхзадаче, которую каждый грамотный и заботливый педагог ставит перед собой. Какие качества,нужные для успеха в жизни, Вы стараетесь воспитать в своих учениках?
Успех в современной жизни - это совсем не то, что успех в коммунистическом обществе. Да, тогда и понятия такого не было: личный успех в жизни! Меньше всего в нас старались воспитать потребность в успехе. Все, к чему может стремиться личность, должно было быть подчинено потребностям общества.
Времена изменились, написаны новые бумажки, но много ли нового в воспитании?
Думаю все-таки, что немало педагогов задумываются над теми же вопросами. Все чаще я слышу от своих коллег о том, что не оценки определяют успех человека в жизни. В новых условиях кроме академических знаний (а я вовсе не отрицаю необходимость хорошего образования) появилось что-то еще, подчас не менее нужное, для достижения этого самого успеха.
Естественно, успех каждый понимает по-своему. С этим связана и направленность работы учителя. Если для самого педагога успех - это хорошая работа со стабильной зарплатой, то понятно, что все его действия направлены на то, чтобы дать детям возможность получить высшее образование и найти хорошую работу.
Только понимаем ли мы сами, что хорошая работа в наше время - это совсем не то, что 20 лет назад? Вдруг случился кризис - и многие потеряли эту хорошую работу, а для остальных она не дает уже нужного уровня доходов. Посмотрите, сколько людей (наших бывших учеников!) сейчас находятся в шоке оттого, что потеряли работу и не знают, как обеспечить себя и семью. Разве это можно считать успехом?
Я убеждена в том, что наше начальное образование должно давать ребенку несколько иной взгляд на жизнь. При этом нет необходимости изменять что-то в учебных программах, тем более, что сейчас много хороших развивающих программ. (сама много лет работаю по программе Л.В. Занкова и обожаю ее.)
Что считать успехом в современной жизни? Для меня - это полное удовлетворение материальным положением, социальным, семейным; полное раскрытие своего потенциала творческого, духовного; постоянный рост и развитие. Мне кажется, что в программах начальной школы есть возможности для того, чтобы хотя бы научить детей размышлять над этими вопросами.
Тема, затронутая мной, очень широка. Поэтому ограничусь только кратким перечислением тех моментов, на которых я считаю необходимым заострить внимание своих учеников. Иногда это происходит на уроках при изучении определенных тем, иногда используется внеклассное и внешкольное общение. Сюда относятся финансовая грамотность, отношение к деньгам и способам их зарабатывания, развитие умения работать в команде (в частности, умения подчиняться требованиям команды), развитие лидерских качеств, понимание необходимости постоянного развития в будущем (после окончания учебы), формирование умения планировать свое будущее (финансовый план, в том числе), выработка позитивного мышления.
В данной статье я хочу подробнее затронуть лишь один вопрос - вопрос финансового образования. В начальной школе не дают основы финансовой грамотности. Сейчас разработаны отдельные курсы по экономике, но это немного не то, о чем я говорю. Знаю многих взрослых людей, которые не умеют планировать семейный бюджет, залезают в долги, берут кредиты, а затем сталкиваются с массой трудностей. С одной стороны, так происходит потому, что везде нас учат, что кредиты - это благо! А это не благо, а сплошное безобразие! Неужели Вы не убедились в этом сейчас, когда начался тот самый кризис? А кризис-то отчего? Оттого, что люди и компании заняли уйму денег - и платить по кредитам стало невозможно. Если человек живет не по средствам, деньги быстро кончаются. С другой стороны, если бы умный учитель или родитель вовремя разъяснил это детям еще в начальной школе, быть может, попавшихся на крючок рекламы было бы меньше.
А рассказать надо элементарные вещи. Например, то, что с любого вида дохода (а некоторые детки уже в начальной школе пытаются сами заработать) нужно сначала отдать самому себе.
Не в том смысле, что купить себе что-то, что давно хотелось. Нет, это ты не себе отдаешь, а тому, кому деньги несешь. (Складно получилось! :)) Отдать себе - это отложить деньги! Обязательно с каждого вида дохода часть денег нужно отложить! Сколько накопится через несколько лет?
А дальше надо объяснить, что деньги не могут лежать в кубышке. Их надо правильно вложить, заставить работать на себя.
Кто расскажет это ребятам, если их родители сами никогда об этом не слышали? Идет цепочка финансовой безграмотности, и конца ей нет. Мы с Вами можем эту цепочку прервать.
Рассказывать о деньгах можно на разных уроках. Понятно, что очень удобны в этом отношении уроки математики: можно легко придумать задачи о том, сколько денег у тебя будет, если ты откладываешь по x руб. в месяц и т.д. А "вокруг задачи" можно немного поговорить.
Прекрасно подходят для финансового просвещения уроки окружающего мира: там есть темы, посвященные домашнему хозяйству, экологии (а разумный взгляд на финансы - это как раз экологический взгляд). Во многих программах сейчас есть уроки истории и географии. Там изучаются темы об известных людях. Учитель всегда может выбрать, о ком именно рассказать на уроке. Я выбираю не только великих ученых, художников, путешественников, но еще и людей, сумевших сделать себя богатыми благодаря правильному обращению с деньгами. Здесь открывается огромный простор для того, чтобы рассказать детям о способах зарабатывания денег: кто-то нашел доступ к дефицитным товарам (специи, например), а попутно еще и открыл новые земли; кто-то вовремя осознал, как можно использовать изобретение (Александр Грэм Белл, например); кто-то сумел просчитать будущий спрос на товары и создал их производство (как Генри Форд). Возможностей - море.
Думаю, что разговоры о деньгах в таком ключе необходимо вести с детьми уже в начальной школе. Не все с этим согласны.
Когда я предложила тему "Дети и деньги" обсудить в группе "Начальная школа", созданной мной на интернет-ресурсе Миртесен, один из членов этой группы написал мне: "Вопрос денег - это как электричество - большая сила, но очень опасная. Поэтому детей от этого надо держать подальше, давая лишь теорию, пока не созреют". Интересно: как узнать, когда созрели? Когда деньги начнут просить?
Я не думаю, что нужно форсировать обсуждение денежной темы с детьми. Действительно, какой-то жизненный опыт у ребенка должен быть. Но появляется он очень рано! Просто потому, что тема денег постоянно поднимается в жизни.
Дома родители обсуждают, что надо взять кредит на какую-то покупку; в магазине ребенок слышит от мамы: "У меня сейчас нет денежек" и т.д. Попробуйте предложить 5-летнему ребенку на выбор две купюры: в 10 и в 100 рублей. Что он выберет? Если не ошибется, значит - созрел!
Я думаю, что чем раньше ребенок начнет строить свои финансовые планы, тем лучше. Если честно, Вы - учитель начальной школы, удовлетворены своим материальным положением? Насколько высоки Ваши запросы, если Вас удовлетворяет наша зарплата? И почему мы не хотим большего? А если хотим, то не знаем, как этого достичь. Жизнь стремительно идет вперед. Оглянитесь: люди мыслят другими категориями, и говорить о деньгах, наконец-то, перестало быть стыдным.
Наш финансовый план на жизнь, если он и был когда-то составлен, безнадежно устарел! Как сказал признанный специалист в вопросах денег Роберт Кийосаки: "В том, что касается денег, многие люди разрабатывают формулы победы, которые не имеют никакой силы. Другими словами, люди часто избирают для себя проигрышную формулу... Как это ни странно, они выбирают формулу, лишающую их денег только потому, что это единственная формула, которая им известна". И дальше: "Одна из самых важных вещей, которые могут сделать родители, - это помочь своему ребенку в создании формулы победы, действительно способной обеспечить ему победу".
Учитель начальной школы может помочь в этом вопросе родителям!
Цитаты взяты из книги Роберта Кийосаки и Шерон Лектер"Богатый ребенок, умный ребенок". Эта удивительная книга заставила меня во многом пересмотреть свои взгляды на семейное воспитание и воспитание в школе. Я - учитель советской закалки, и очень рада, что с помощью книг Кийосаки смогла снять с глаз те идеологические шоры, которые надела на меня коммунистическая система.
В этой статье я лишь затронула вопрос финансового образования учащихся младших классов. Я не ставила целью показать систему финансового воспитания школьников, познакомить с методикой. Мне хотелось лишь обратить внимание учителей на этот вопрос. Буду рада, если кто-то поделится своими мыслями. Буду рада, если кто-то решить поспорить.
И, как обычно, подведение итогов. Наша страна всегда славилась классическим образованием. Но современность требует изменений. А изменение образования возможно только снизу: с изменения учителей. Учителя начальной школы, давайте поразмышляем, а не пришла ли пора кроме листиков и зайчиков рисовать еще финансовые планы?
P.S. Вы можете скачать на сайте ту самую книгу Роберта Кийосаки и Шерон Лектер "Богатый ребенок, умный ребенок". Эта книга предназначена для родителей, желающих воспитать своих детей так, чтобы те были умнее, богаче и, кроме того, образованнее в финансовом отношении, чем они сами.